2 мая 2013 г.

Натан Исаевич Альтман Портрет А. Ахматовой

Н.И.Альтман

Проблема интерпретации художественного произведения существовала во все времена. С отходом живописцев от реалистичного изображения все более главенствующую роль стал занимать пресловутый вопрос о том, ?что хотел сказать автор?. Все менее понятными, больше похожими на шифр, становились работы художников. По мере того, как менялась манера исполнения, и стили в искусстве сменялись один за другим, художественная форма становилась все более условной, а содержание, напротив, стало выдвигаться на первый план. Работы классиков своего времени полноценно отражают эпоху, нравы, политическую и историческую ситуацию в данной стране и в данный период. Трудно оценить их значение простому обывателю, не подкованному исторически, философски и символически. Так, к каждому произведению искусства нужен особый подход: любое изображение мы можем рассматривать с различных точек зрения, и будем постоянно получать все новые и новые интерпретации его смысла. Так, рассматривать художественное произведение можно с точки зрения композиции, техники исполнения, манеры письма и так далее, но все это техническая сторона медали. Что же касается образа и основной идеи (мысли), то здесь целесообразно рассматривать картину с точки зрения художественного образа, философского подтекста, символов и знаков, употребленных автором.

Портрет А. Ахматовой

"Каждая эпоха обладает своим представлением о герое времени - в плане идеальном и реальном; это представление есть представление эпохи о самой себе.
...Концепция личности в портрете находится в сложной зависимости от мировоззрения, эстетических и социальных идеалов, от стиля своего времени. Взаимоотношения художника и портретируемого не есть постоянная величина - динамика формирования образа для каждого исторического периода имеет свои особенности. За портретом и моделью в том или ином виде стоит самосознание их эпохи. Проблема "портрет и время" - это проблема социальной психологии в портрете...портрет - своего рода зримая летопись времени".
Портрет Анны Андреевны Ахматовой Н.И. Альтман написал в 1914 году. Этот год в истории как мировой, так и в истории России отмечен трагическими событиями начала Первой мировой войны. Реально же, войны за передел мира начались двумя годами раньше (Первая и Вторая Балканские войны). А еще ранее наиболее влиятельные государства начали формировать союзы с целью разграничить сферы своего влияния. Это небольшое упоминание об исторической ситуации в мире на момент написания портрета поэтессы я сочла необходимым. Понимание политической и исторической атмосферы, в которой находился художник необходимо для верной трактовки его произведения.
В 1911 году в Париже Н.И. Альтман мельком познакомился с Анной Ахматовой. В 1913 году в артистическом кабаре "Бродячая собака" Натан Исаевич встретился с Анной Ахматовой, уже во второй раз. Альтман был поражен ее обликом, великолепным умением нести бремя своей внезапной славы, уже придававшим этой молодой женщине, его ровеснице, нечто царственное. Анна Ахматова теперь была символом своей страны и своего времени. Когда Альтман попросил Ахматову позировать ему, она согласилась, хотя уже была владелицей потрясающего рисунка Модильяни. Сначала Н. Альтман одним росчерком сделал дружеский шарж. Знаменитый портрет появился позже, когда начались долгие сеансы в мастерской-мансарде на Васильевском острове, где Анна Ахматова жила в студенческом общежитии. Натан Альтман жил неподалеку, то ли в "меблированном доме Нью-Йорк", как позднее вспоминала Ахматова, то ли в меблированных комнатах "Княжий Двор", как вспоминал он сам.
В любом портрете есть свой подтекст и скрытая драматургия. Когда писался этот портрет, Анна Андреевна жила в Петербурге одна, покинув Царское Село и дом Гумилева.
В каталоге живописи Государственного Русского музея полное название работы указано так: "Портрет поэтессы Анны Андреевны Ахматовой, рожд. Горенко (1889 - 1966)"
Кто-то одобрил эту работу, кто-то, напротив высказал резко отрицательное мнение. Из книги Марка Эткинда: «"Портрет А. Ахматовой" был экспонирован на выставке "Мир искусства" в 1915 году. Зритель и критика встретили его хорошо. Среди положительных отзывов выделялась статья живописца Л. Бруни, утверждавшего, что работы Альтмана на выставке не только самые значительные, но, более того, - "не вещи, а вехи в искусстве"».
Художник показывает нам образ женщины твердый, угловатый, холодный, замкнутый. Анна Ахматова сидит в правом повороте, в длинном синем платье. Синий цвет преобладает на этой работе Н.И. Альтмана, этот цвет по структуре образа - указатель войны. Это цвет войны, цвет насилия и зла, не случайно военная форма и военное знамя многих стран, в том числе и США именно такого цвета (цвет-адмирал). Поскольку война ведется за собственность, то дубина народной войны под сиденьем табурета поделена на пять частей (пятерка - символ кулацкой собственности). Подтверждение тому, что война ведется захватническая - желтая накидка на плечах женщины. По правой руке спускается большая часть желтой шали - капитал был сосредоточен в руках буржуазии, по левой же руке накидка спускается полумесяцем (финансовый беспредел и обман населения). Практически всю правую часть холста занимает пейзаж: замерзшие, в форме кристаллов деревья, а дерево - это "древо жизни", но во время войны жизнь в стране замерла, замерзла. Под левую ногу подставлен деревянный ящик-гроб, символ того, что народ вымирает. Запах на платье Анны Андреевны мужской (на правую сторону), у женщины мужской запах и вырез в форме римской цифры V означает финансовую несостоятельность.
ArtUSH